Коммерческий директор компании «Твой Круг» Егор Лисничий сообщил, что программы кредитования для физических лиц, направленные на приобретение земли, сегодня очень ограничены.
"Это обусловлено сложностью заключения сделок и низким уровнем ликвидности. С учетом кредитования бизнеса, сельскохозяйственные предприятия являются основными пользователями программы "Доступные кредиты 5-7-9%". По данным НБУ, их доля составляет 49% от общего портфеля программы на начало декабря 2023 г. года", - разъясняет он. "В то же время два государственных банка объявили о намерениях предоставлять кредиты на разминирование сельскохозяйственных земель".
"Укргазбанк разработал продукт в рамках программы "Доступные кредиты 5-7-9%". Для предпринимателей, действующих за пределами зоны высокого военного риска, ставка по кредиту составляет 13% годовых, а для тех, кто работает в зоне высокого военного риска, - 3% годовых. Ощадбанк предлагает фермерам, чьи земельные участки находятся на деоккупированных или прифронтовых территориях, кредиты по ставке 3%. Они также имеют возможность комбинировать кредит с программой 5-7-9%", - отметил Егор Лесничий.
Очевидно, что на рынке земли нужна поддержка со стороны государства, особенно в сложившихся условиях. Эта поддержка заключается не только в финансовой помощи, но и в установлении регулятивных механизмов, поскольку процесс разминирования сельскохозяйственных земель нужно нормативно урегулировать, чтобы привлекать инвестиции в этот сектор.
"В общении с аграриями мы слышим, что они рассчитывают на помощь государства в вопросе разминирования. Почти никто не готов использовать кредитные средства для разминирования сельхозугодья. Это серьезная проблема. Часть аграриев самостоятельно занимается разминированием", - отметил Егор Лесничий.
Следует внедрять механизмы страхования от военных рисков и разрабатывать программы компенсации за нанесенный ущерб. Сейчас мы ведем переговоры с международными институтами, готовыми предоставлять гранты для разминирования сельскохозяйственных земель. Земля есть, но из-за загрязнения ее нельзя использовать. Нам нужно очистить и подготовить землю для использования, чтобы она приносила прибыль нашему ВВП. Глубже глядя, разминирование территорий и сельскохозяйственных земель – это создание рабочих мест, уплата налогов, это наш бизнес.
Фактически уже возникает своеобразный рынок разминирования, который включает в себя сертифицированные компании, занимающиеся разминированием территорий, производителей специальной техники, фирмы, утилизирующие взрывоопасные материалы, и компании, осуществляющие очистку почвы от вредных веществ. Поэтому на государственном уровне нужно принимать регуляторные нормы, упорядочивающие процесс разминирования территорий, чтобы он не был хаотичным и чтобы можно было привлекать инвестиционные средства.
Мы знаем, что Кабинет Министров работает над нормированием процесса, чтобы этот инструмент, рынок разминирования, заработал в Украине. Проблематику обсуждали с Министерством аграрной политики, Министерством экономики и ассоциацией профсоюзов - все понимают проблематику и работают над поиском действенных механизмов", - отмечает директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка Татьяна Корниенко, слова которой цитирует Ассоциация украинских банков. За прошлый год, по данным Министерства экономики Украина вернула к использованию более 10% территорий или около 18 тысяч квадратных километров украинских земель, которые считались потенциально загрязненными.
"Для ускорения процессов гуманитарного разминирования мы работаем над привлечением частного капитала и инвестиций", - подчеркнула министерша экономики Юлия Свириденко в ходе панельной дискуссии "Гуманитарное разминирование Украины: взгляд в будущее" на Всемирном экономическом форуме в Давосе.